Одна из визитных карточек Рима — Пантеон. Слово «пантеон» происходит от древнегреческих πάντες (все) и θεός (бог). Их чего следует второе название Пантеона — храм всех богов.
История
Изначально храм начал строить Марк Випсаний Агриппа — друг и зять императора Октавиана Августа. Надпись на фронтоне гласит об этом: «M[arcus] Agrippa L[ucii] f[ilius] co[n]s[ul] tertium fecit»: «Марк Агриппа, сын Луция, построил во время третьего консульства».
В то время храм входил в комплекс из трех зданий построенных в период с 29 по 19 год до нашей эры:
- Термы Агриппы,
- Базилика Нептуна
- и сам Пантеон.
Пантеон Агриппы простоял до разрушительного пожара в 80 году нашей эры, после которого уже император Тит Флавий Домициан восстановил и перестроил храм, который в 110 года нашей эры был поврежден молнией.
При императорах Траяне и Адриане был перестроен вновь в 10-20 годах I века. Это здание и сохранилось до нашего времени.
В 202 году Панеон был отреставрирован во время совместного правления Септимия Севера и Каракаллы.
В начале IV века храм был закрыт.
В 609 году византийский император Флавий Фока передал здание Пантеона Папе Бонифацию IV. После чего Пантеон стал христианской церковью Святой девы Марии и Мученников, что спасло его от забвения и разрушения, но не от византийского императора Константина II.
В 663 году во время нахождения в Риме, где он совершал паломничество со своими войсками, Константин II собрал в городе множество металлических конструкций и вывез их в свою резиденцию на Сицилии. Среди этих вещей оказались бронзовые статуи и элементы крыши Пантеона.
В 735 году папа Григорий III восстановил покрытие купола свинцовыми пластинами.
На протяжении последующих столетий постепенно утрачивались мраморные элементы отделки.
Начиная с эпохи Возрождения Пантеон становится местом захоронения. Среди похороненных здесь художники Рафаэль Санти и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассаре Томмазо Перуцци.
В XVII веке Папа Римский Урбан VIII пристроил к храму башни близнецы, которые прозвали «ослиными ушами» и приказал переплавить бронзовый потолок портика Пантеона. Большая часть бронзы была использована на производство бомбард для замка Святого Ангела (Мавзолей Адриана), остальная часть была передана Апостольской Палате (ведомство Римской курии, отвечающее за материальные ценности).
Существует легенда, что балдахин в соборе Святого Петра выполнен из бронзы портика, но в отчетах Святого Престола говорится о тратах более 90% меди на изготовление пушек, а бронза для балдахина привезена из Венеции. Такое отношение к историческим ценностям породило шутку «Что не сделали варвары, то сделал Барберини (фамилия Папы Урбана VIII)».
В 1747 году был восстановлен фриз под куполом, но он уже мало походил на оригинальный.
В 1883 году были разрушены «ослиные уши».
Позже в Пантеоне нашли свое последнее пристанище два короля Италии: Виктор Эммануил II, Умберто I, а также королева Маргарита Савойская.
В наши дни Пантеон используется как католический храм, по воскресным и праздничным дням проводятся мессы. Периодически в нем проводятся свадьбы.
Архитектурные особенности
Храм можно разделить на две части: портик и ротонду.
Портик — выступающая часть храма представляющая собой крытую колоннаду. Термин происходит от латинского слова porta — проход, навес. Изначально к портику необходимо было подниматься по ступеням, но из-за дальнейшего поднятия уровня площади перед храмом от ступеней пришлось отказаться.
Фронтон был украшен скульптурой предположительно из позолоченной бронзы, а расположение отверстий крепления говорит о том, что это был орел в венке.
Ротондой называют цилиндрические постройки увенчанные куполом. Основание имеет высоту равную своему внутреннему радиусу (21,72 м.), из-за чего в помещение храма может быть идеально вписан шар радиусом 21,72 м. В ротонде имеется 6 ниш с двумя колоннами каждая, входная ниша и апсида.
Купол Пантеона — полусферический и имеет вес 4535 тонн и диаметр 43,44 м. Через почти что 2 тысячелетия после своей постройки так и остался самым большим неармированным бетонным куполом. Венчает купол окулюс (от латинского oculus — глаз) — круглое отверстие диаметром около 8 метров, являющееся помимо двери, единственным источником света, к тому же его использование значительно облегчает конструкцию.
Толщина купола варьируется от 6,4 м. у основания до 1,2 м. вокруг окулюса. Вместе с толщиной изменяется и состав материалов из которых изготовлен купол: так используемый у основания как заполнитель бетона травертин сменяется, терракотовой плиткой, а у вершины используется легкие и пористые туф и пемза. Также для облегчения конструкции использованы пять рядов уменьшающих общий вес кессонов (углубления в куполе).
Пол сложен из плит составляющих узор из квадратов со вписанными в них кругами или квадратами.
Материалы этих плит: порфир, мрамор и гранит. На случай дождя в полу Пантеона предусмотрена специальная система из 22 дренажных отверстий, а пол ротонды слегка вогнут в центре разница высоты пола достигает 30 см.